Карнавал

.

Я так неожиданно для самого себя увлекся темой Карнавала, и особенно его истории, что не смог обойтись без легкого пафоса и решил начать свое повествование с эпиграфа:

Карнавал – это внутренняя свобода, выраженная в действиях.

Я очень надеюсь, что осилив весь рассказ, вы согласитесь с истинностью этих слов и если когда-нибудь вам повезет увидеть, а лучше поучаствовать в Карнавале, то вы уже не будете смотреть на это лишь как на шутовское действо, а отдадите себя на волю бурно вырывающихся из вас чувств, которые мы старательно прячем глубоко внутри себя  в нашей современной  заорганизованной  и «правильной» жизни.

Итак, небольшой экскурс в прошлое. При слове Карнавал у многих из нас возникают  образы таинственных венецианских масок или зажигательной бразильской самбы, но немногие знают, что и немецкие Карнавалы вписаны в историю Карнавального движения, начиная со средних веков, и, благодаря трепетному  отношению немцев к своей истории и по сегодняшний день являются значительным событием и одним из самых веселых, озорных и желанных праздников,  особенно в католической части Германии.

Традиция Карнавала берет начало от праздника Римских Сатурналий, на время которых права всех как бы уравнивались – рабы получали возможность высказывать хозяевам свое недовольство, принимать вместе с ними пищу за одним столом, вкушать вино  и напиваться, подобно свободным римлянам. На время праздника  из рабов выбирали “короля”, но его царствование было недолгим – в  конце Сатурналий он либо совершал самоубийство, либо погибал насильственной смертью.

Когда христианство пришло на смену язычеству, запрету подверглось большинство «варварских» традиций и лишь в эпоху Возрождения Карнавал вновь вернулся и открыл новую страницу своей истории.

Вообще первые упоминания  о Карнавалах  в Западной Европе появились в IX-X веках и неоспоримое первенство здесь принадлежит Италии. Особую славу имел, конечно же, Карнавал в Венеции (которую он удерживает и по сей день). Именно тогда появляются главные атрибуты Венецианского карнавала – маски, а в  1094 году Дож (правитель Венецианской республики)  Витале Фалиеро внес упоминание об этом празднике в официальные записи. В 1296 году  Сенат Венецианской республики объявил последний день перед Постом праздничным днем, придав таким образом Карнавалу официальный статус.Затем традиция распространилась на Францию, а потом и на Германию. Первое упоминание Кельнского Карнавала обнаружено в рукописях  1341 года.

Изначально это был церковный праздник и народные гуляния были лишь его составной, но не главной частью.  Даже название праздника произошло от итальянского  carne vale, что означало «отказ от мяса»  в период  Великого Поста, перед началом которого  и проходил Карнавал. Но «официальная» и «народная» части праздников зачастую вступали в антагонизм  друг с другом. Часто во время Карнавала недовольство простолюдинов  власть имущими выливалось в очень резкие и неконтролируемые формы протеста  против гнета, несправедливости и унижений, иногда превращаясь в вакханалию, несмотря  на все ограничительные меры и запреты властей и церкви. Народные гуляния сохраняли в себе черты ритуальных «оргастических» праздников древности. Во время Карнавала допускалось ношение эротических костюмов, обнажавших тела, а также ношение мужчинами женского костюма и, наоборот, да и вообще нравы на празднике были далеко не пуританские.  Развлечения простых  людей в Средние века символизировали «низменные чувства» и «плотские утехи» –  так называемое “телесное”, в противовес “духовному” содержанию церковных праздников. Служители христианской церкви, преследовали вольные забавы, объявляя эти игры «порождением дьявола». Но, несмотря на противодействие властных и церковных структур, народный Карнавал и его традиции крепли с каждым годом, все больше отдаляясь от религиозных  и государственных  праздников, становясь их прямой противоположностью. Возникал другой мир, противостоящий обыденному, официальному.

Карнавал ведь не просто зрелище. Это Игра на границе искусства и обычной жизни. Во время карнавала нет разделения на исполнителей и зрителей, карнавал всенароден, он является воплощением Вселенской свободы. Это  торжество инстинктов, снятие всяческих табу и запретов, игнорирование  общепринятого «достойного» поведения, временное освобождение от господствующей морали и фальши существующего строя…

Особое значение имела отмена во время карнавала всех иерархических отношений. В то время как на официальных праздниках сословные и другие различия  всячески подчеркивались (полагалось появляться со всеми регалиями своего звания, чина, заслуг и занимать место строго по рангу) и торжества освящали неравенство в обществе, во время Карнавала все  были равны. На карнавальной площади  существовала особая неформальность  в контактах между людьми, разделенными в обычной жизни неодолимыми барьерами. Каждый как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений. Отчуждение временно исчезало. В костюмах и масках, становясь абсолютно неузнаваемыми, люди получали право быть самими собой, а не рабами, крестьянами, плотниками, торгашами, священниками, солдатами, королями, придворными.  И это ощущение себя «Человеком среди Людей» , равным среди равных, имеющим все права и возможности не была игрой воображения, а реально существовало и переживалось каждым во время Карнавала. Идеальное на время становилось Реальностью и именно это, на мой взгляд, способствовало такой популярности и живучести Карнавала. Камень ежедневных забот и проблем сваливался с плеч  и  мир вокруг расцветал яркими красками.

К XVIII-XIX  векам  Карнавальные шествия окончательно утратили связь с церковью и стали одним из любимейших народных праздников и массовых развлечений, достигнув наивысшего блеска. Это уже не просто народное гуляние – Карнавал проникает во все слои общества. Танцы на площадях и роскошные, шитые золотом и драгоценными камнями карнавальные костюмы становятся не просто атрибутами, а подлинными образцами искусства и высокой моды.

Один из первых Карнавалов по образцу Венецианского, с пышным убранством и участием всего «бомонда» состоялся в Кельне в 1736 году. Спустя почти полвека Кельн был захвачен французами, затем перешел под управление Пруссии, но при всех правителях народ продолжал отмечать свой веселый праздник.

Самые известные Карнавалы в Германии это, конечно же, в Кельне и Мюнхене. Хотя практически в каждом даже небольшом населенном пункте католической части Германии проводят свой Карнавал по всем правилам, установленным еще в 1823 году. Именно тогда впервые был избран Карнавальный комитет, который занялся разработкой регламентов  Карнавала и по Кёльну прошествовала  первая специально организованная  Карнавальная процессия. Через два года присоединился  Дюссельдорф и в 1836 г. Майнц. С тех пор перерывы в праздновании случались только во времена войн или иных бедствий. Кельнский карнавал не проводили в 1914-1927 гг.  из-за первой мировой войны и ее последствий, в 1932-33 гг. из-за мирового кризиса, 1940-48 гг. тоже всем понятна причина, и последний  (очень на это хочется надеяться) перерыв был связан с войной в Персидском заливе в 1991 году.

Дата Карнавала зависит от католической Пасхи – ведь он предшествует ей так же, как русская Масленица предшествует  православной Пасхе. Так, «Пепельная среда» – последний день Карнавала, который проходит уже без шествий : в молитвах и подготовке к Посту – приходится на 46 день до Пасхи, ну а дату самой Пасхи  можно вычислить с помощью формулы, которую предложил  Карл Фридрих Гаусс еще в 1800 году или просто посмотреть в Церковном Календаре. В 2012 году Карнавал начался 16 февраля,  «Пепельная среда» пришлась на 22 февраля, а Пасхальное воскресение  – 8 апреля (не забудьте, что речь идет о католической Пасхе). В следующем году Пасхальное воскресение будет 31 марта – так что вычислить начало Карнавала и спланировать поездку в Бад Нойенар-Арвайлер вы можете уже самостоятельно. Современное человечество слишком рассудительно и рационально. Внутренняя свобода и энергия творчества находится под жестким цензом целесообразности и  практичности у большинства людей. Карнавал дает нам шанс хоть ненадолго избавиться от этого –воспользуйтесь же им! А чтобы не чувствовать себя чужим на этом празднике жизни, я расскажу Вам чуть подробнее про Рейнский Карнавал.

Как уже говорилось, подготовка к нему это целый ритуал, детально расписанный и неукоснительно выполняемый на протяжении уже не одного столетия. Все начинается по-немецки основательно и загодя – 11 ноября в 11 часов 11 минут  по всей стране проходят заседания Карнавальных клубов, которое знаменует начало так называемого «Пятого сезона» (как продолжение 4х основных сезонов года), завершением и апофеозом которого и является Карнавал. За кружкой пива, с песнями и шутками решаются важные вопросы карнавальной жизни: выборы Карнавального комитета и тема, которой будет посвящено убранство праздничной колонны этого года. Карнавальный комитет выбирает принца, крестьянина и девушку (Prinz, Bauer und Jungfrau). Все трое обязательно мужчины – не спрашивайте меня почему. Апофеоз Карнавала — карнавальное шествие в  последний понедельник перед началом поста  Rosenmontag (Розенмонтаг).

Сам карнавал всегда начинается в   четверг, который  зовется  Weiberfastnacht, что в вольном переводе может звучать как День распутниц, Бабий  карнавал, Бабский четверг и т.д. Как бы его не называли, суть остается одна и я думаю, что вы догадались – какая.  Именно в этот день женщины  даже в законопослушной Германии получают право делать все, что им вздумается  (ну за исключением откровенного криминала). Самое распространенное, но на мой взгляд не самое оригинальное  – это отрезание галстука у мужчин. Начитавшись Фрейда, я конечно вижу в этом особый смысл, но делиться  им не буду – по-моему и так все лежит на поверхности. Расчетливые бюргеры в этот день либо одевают старые  галстуки, либо вообще обходятся без них. Но одними галстуками дело не обходится. Женщины начинают штурмовать властные структуры (конечно местячковые, а не Бундестаг), чтобы символически сместить бургомистра  с его поста и захватить бразды правления в свои руки. Мне всегда было интересно – а если бургомистр женщина, то что тогда остается делать этим воинствующим амазонкам? Захватывать почту, телеграф или другие важные точки, где во главе стоят представители мужского пола?

Менее политизированные, но более изобретательные  идут другим путем – не в прямую борются со всевластием мужчин, а стараются своими женскими чарами парализовать их волю. Поэтому не стоит удивляться, когда незнакомая женщина дарит вам на улице поцелуй, или одевает слишком откровенные наряды, или даже заходит… в мужской туалет. На войне все средства хороши и ограничиваются лишь фантазией  и степенью раскованности  представительниц прекрасного пола.  Как никогда актуально в этот день звучит  песня из советского фильма: «Берегитесь женщин…. Женщин берегитесь».

А традиция эта родилась в местности – Бонн-Бюль, о чем не многие уже помнят.  Женщины этой небогатой окраины Бонна  влекли жалкое существование. Помимо тяжелой домашней работы и воспитания детей, они, не зная отдыха и праздников, должны были еще подрабатывать стиркой белья для богачей на реке.  В то время как мужчины позволяли себе иногда расслабиться и даже участвовали в первом Карнавале в 1823 году. И вот в следующем году, в четверг, когда их мужья  отправились на Карнавал в Кельн, они тоже решили устроить себе праздник: они побросали белье и отправились в город,где за чашкой кофе с пирожными обсуждали своих непутевых мужей свою нелегкую судьбину. Так  и родился первый женский комитет в Германии в преддверии Карнавала, а затем их количество выросло до 16 только в районе Бонн-Бюль и пришлось даже выбирать Председателя (Oberm?hn)  для координации действий. После 2-ой Мировой Войны в недрах подобных комитетов и родилась уже упомянутая выше традиция  штурмовать резиденции городских властей с целью символического захвата власти мэра. Начиная с 1958 года штурм вместе с “Oberm?hn” возглавляет «принцесса» и обычно власти беспрекословно отдают «ключи от города» в обмен на поцелуй.

Недовольные происходящим мужчины могут отыграться лишь на следующий день, но они очень ограничены в выборе способов – им позволяется лишь разрисовать помадой особо докучавших им дам. Но вообще этот второй день праздника – пятница, имеет свое название – ru?iger Freitag  (Сажевая пятница в моем переводе). Такое странное название она получила от  старого  обычая:  дети в этот день измазывают лицо сажей. Где уж они ее берут в современной Германии или чем заменяют я не знаю, но чумазые рожицы попадаются повсюду.

С субботы Карнавальные процессии победоносно шествуют по всем городам и весям, а кульминацией является,  конечно же, Rosenmontag (Розенмонтаг). Происхождение слова Rosenmontag до сих пор не определено однозначно. Кто-то связывает его с нижнерейнским диалектным словом «rhosen», что означает «буйствовать, безумствовать, беситься». Другая версия предполагает связь с праздником Rosensonntag (Розензоннтаг) – Воскресенье роз –ведь именно в этот день  в марте  1823 собрался организационный комитет в Кёльне для подготовки Карнавального шествия, традиции которого и блюдутся по сей день . Мне больше по душе первый вариант –ведь он в полной мере описывает то, что происходит на улицах прирейнских городов и , в первую очередь, конечно Кельна.  Люди в ярких и смешных маскарадных костюмах поют и танцуют, обнявшись, на улицах города, праздничная колонна растягивается на километры. Во всем этом шутовстве находится место и для машин и плакатов с политическим уклоном – политическая направленность сатиры так же имеет свои давние исторические корни – в начале XIX века, на Карнавалах насмешкам подвергались военные порядки, заведенные нелюбимыми в то время в Рейнской области пруссаками.
Чтобы представить масштаб происходящего, приведу лишь несколько цифр. В 2012 году праздничная колонна  длиной почти в 7 км с 11, 5 тысяч участников 4 часа передвигалась по центру Кельна, веселясь от души и делясь им с многочисленными зрителями, коих было, как уверяют организаторы, около 1,5 миллионов. За время процессии  на головы зевак  высыпали 150 тонн сластей, 700 000 шоколадных батончиков и  220 000 конфет. На 4х часовое шествие организаторы потратили 230 000 евро.Традиционным старинным угощением этого дня является Mutzemandeln –  печенье из сдобного песочного теста, обжаренное во фритюре и посыпанное сахаром. В былые времена  чревоугодие во время карнавала имело важное практическое значение так как пополняло запасы организма перед долгим Постом. Сегодня этот уже не так актуально, но от  этого дети не стали менее усердны в сборе лакомств. Да и взрослые в эти дни не особо себе в чем отказывают. На праздник идут с пластиковыми пакетами для сбора даров, а самые изобретательные используют различные приспособления типа раскрытых и перевернутых  зонтов, чтобы удобно было ловить  яства, летящие с проезжающих машин Карнавальной процессии. Не отстают от лидера Карнавального движения Кельна и  другие города – так в Майнце, где своих жителей не наберется и 200 000, во время Карнавала веселятся и ликуют до 550 000 человек. Вообще, в Рейнской области, несмотря на то, что этот «сумасшедший понедельник» не является официальным праздничным днем, мало кого можно застать на рабочем месте. Более того, работать в этот день считается дурным тоном.

Непременным атрибутом  многих Карнавальных мероприятий является шутливая «речь с бочки» (B?ttenrede). Она обязательно зарифмована, читается наизусть  и должна быть не только не нудной и не скучной, но еще и злободневной, критичной по отношению к любым авторитетам и недостаткам сегодняшнего дня. Она должна быть полна шуток, острого юмора и сатиры и охватывать все сферы жизни – от деятельности местного бургомистра до политической ситуации в мире.  Это целое искусство, доступное немногим и работу над ней профессионалы начинают задолго до самого события, а самые яркие и запоминающиеся «перлы» еще долго цитируют и муссируют и стар и млад.Традиция  пришла из средневековья: тогда лишь один раз в год – на Карнавале – жители получали право безнаказанно критиковать власть имущих. Спрос рождает предложение – появились профессиональные «ораторы с бочки», которые, оттачивая свое мастерство, переезжали из города в город на радость публике.Но почему именно « с бочки», а не с табуретки или еще какого возвышения? Да потому что трибуной служил «b?tte» – большой бак, чан, это могла быть пустая бочка или таз для стирки. Сегодня ораторы используют, чаще всего, винные бочки – тазики нынче не в моде.

Во вторник – Faschingsdienstag –  дети наряжаются  в карнавальные костюмы с самого утра и  в них же идут в школу. Сразу же после уроков они отправляются за сладостями и мелкими подарками по окрестным домам – это их последний шанс в этом Карнавальном сезоне набрать мешок вкуснятины. С боевым кличем: «Камелле, камелле!» они требуют сладостей. Слово это произошло от названия «карамель», но сегодня этот клич подразумевает любые сладости вообще. Но детишки не просто требуют вознаграждения – они демонстрируют свои костюмы. Ведь тот, чей костюм больше понравится, получает и больше сладостей в свой пакет. И даже превратности погоды их не остановят. Самые сметливые выбирают костюмы овечек, барашков, мохнатых шмелей и в этих теплых нарядах готовы весь день промышлять по улицам. Тем более что в холода немецкие обыватели становятся еще щедрее.

 

 

 

 

 

 

Самые стойкие взрослые продолжают веселье,  но праздник неуклонно идет на спад, завершаясь в полночь, и уже  на следующий день – в среду – все становятся более серьезными и обязательно посещают католическую службу: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (кстати – и начало Карнавала, в четверг, тоже отмечается походом в церковь). Название этого дня –  Aschermittwoch (Пепельная среда)  –  происходит от старинного католического ритуала. С VII Века начинается традиция покаяния, Поста. В этот день кающиеся посыпали  голову пеплом. Позже  этот обычай превращается в специальный обряд – с конца ХI века священники стали пеплом наносить на лоб верующим-католикам крест. Во многих культурах пепел символизирует быстротечность. В христианстве это был знак покаяния, но и одновременно напоминание о бренности. Человек должен помнить, что время буйных торжеств проходит и  начинается период размышлений и подготовки к Пасхе. Карнавал окончен: на площадях сжигают его символические чучела, в ресторанах и кабачках подают рыбные блюда и неумолимо грядет семинедельный Пост (Sieben Wochen ohne – «семь недель без…»), во время которого каждый истинный католик старается ограничить плотские развлечения и утехи или совсем от них отказаться. Многие  ставят может и не глобальные,  но достижимые цели. Например отказаться от просмотра телевидения, компьютерных игр или праздного общения в социальных сетях. Церковь призывает свою паству поститься, жертвовать нуждающимся и особо строго блюсти Заповеди. Неугомонные политики  используют «пепельную среду» для окончательного сведения счетов со своими  противниками  – поэтому они этот день окрестили «политической пепельной средой». Возможно, потому что все же где то в глубине души осознают, что политика не совсем праведное дело и хотят завершить свои самые жаркие баталии до начала времени внутреннего созерцания и стремления стать лучше.

Последние символы Карнавала исчезают с улиц и площадей и в маленьких городках  кажется, что жизнь умирает, но это не так… Пасхальные торжества вскоре встряхнут это  «сонное царство», а затем пройдет еще череда местных праздников и шествий – ведь немцы, при всем их трудолюбии и педантичности, любят и, главное, умеют отдохнуть. И  в ноябре, 11 числа, первые  ряженые фигуры потянутся на заседания оргкомитетов, чтобы через 4 месяца Карнавал снова ворвался в нашу жизнь и пусть на короткое время, но поставил все с ног на голову и дал возможность сбросить ненадолго наши, почти намертво приросшие маски, заменив их своими – картонными и шутовскими.

Ведь только во время Карнавала  Жизнь играет, а Игра на время становится самой Жизнью!

Так было…………………………………………………И так будет!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>