Весна в Германии. Первомай.

У россиян, особенно взрослый, первое мая неразрывно связано с Днем международной солидарности трудящихся и непременными его атрибутами – демонстрацией (раньше она была “обязаловкой” для всех, нынче лишь для части населения), несколькими днями выходных и традиционным выездом за город – кому на открытие сезона шашлыков, кому на дачные участки. Нам всегда вещали, что весь остальной мир в этот день, помимо выражения солидарности, еще и единым фронтом выступает за права работающих и против  гнета эксплуататоров. Конечно, при желании можно найти подтверждения этим образцам советской пропаганды в сегодняшней Германии, но не только и не столько  этими заботами живут европейцы в майские дни. Переход апрель – май в Германии и многих других странах Европы запоминается прежде всего установкой “Майского дерева”  (Maibaum) и тем весельем, которое его сопровождает.

Как и большинство немецких праздников, этот так же имеет глубокие исторические корни. Истоки его некоторые исследователи относят к римскому празднику в честь богини Флоры, который проходил с 28 апреля по 1 мая и обязательно сопровождался украшением  входных дверей домов свежими зелеными ветками деревьев, которые под музыку и пение собирали в близлежащих окрестностях. В это же время чествовали и богиню Майю: римляне плескались в Тибре, а весталки бросали в бурные воды реки (которые бурлили, в том числе, и от обилия купающихся) тростниковые чучела.  Украшательством своих жилищ цветами и ветвями увлекались и древние греки. Они в этот день наряжали полосками шерсти священную сосну Аттиса (супруга матери-Земли — Кибелы) в честь его воскрешения. Сосна была с отрубленными ветками. Ее торжественно несли с процессией к храму, сопровождая шествие танцами вокруг дерева. В древнем мире этот день превратился в Праздник Хиларии, а позднее, у северных народов — в день Майской королевы и Зеленого Человечка.  У германских племен существовал обычай на 1 мая (“Троицын день”)  привозить из лесу повозку, груженную зелёными ветками и венками, которые раздавались местным жителям и  в монастыри и церкви для украшения. Среди юношей избирался «майский граф»,который ехал верхом на коне, опутанном гибкими зелёными ветвями, или в украшенной  зеленью повозке, запряжёной  четырьмя  лошадьми и  на голову которого, при стечении толпы народа, возлагали венок, а затем ему предоставлялось право избрать из числа девиц  «майскую графиню”, голова которой тоже украшалась цветочным декором. . Своим торжественным поездом “граф” символизировал возврат бога весеннего плодородия (Громовника) из дальних неведомых стран, где тот зимовал.

С тех пор в  разных местах Германии на первое мая или Троицын день  продолжают украшать дома зеленью ( чем богаче декор – тем обильнее будет урожай да и вообще благоденствие дома и его обитателей), а на центральной площади ставить «майское дерево», которым  чаще всего бывает берёза. Селяне ездят ватагами на лошадях с зелёными ветвями в руках или на шляпах,  «привозя лето на конях в село».

Начинается все в ночь с 30 апреля на 1 мая – известную нам как Вальпургиева. И если раньше люди искренне верили, что в эту ночь все ведьмы слетаются на свой шабаш и , дабы отогнать нечистую силу им  приходилось жечь костры, не спать и петь песни. Нынче в ведьм мало кто верит, но взглянув на улицы некоторых городов после этой ночи, в шабаш поверить очень легко. Ведь молодежь  “веселится” в эту ночь так, что ведьмам и не снилось:до утра молодые люди ходят по улицам и устраивают всяческие  козни. Самые распространенные “шалости” это: обернуть машину соседа туалетной бумагой, забрызгать дорожные знаки или даже дверные ручки домов с помощью пены для бритья, иногда,  в зависимости от испорченности кампании или количества “веселящего зелья” доходит дело и до вандализма.

Весь следующий день городские службы справляются с последствиями ночи, а добропорядочные бюргеры все внимание уделяют установке ” майского дерева”. .В своей сегодняшней высокой форме  майское дерево известно с XVI века.Обычно это высокий ствол с зеленым венком на верхушке, наряженный молодой зеленью, цветами, лентами, мишурой . Сам венок украшается семью разноцветными ленточками, чаще всего красными. Все его убранство имеет особый смысл: столб — это символ мужчины, а венок — женщины. Вместе они олицетворяют обновление жизни, воскресения и весны.Майское дерево посвящается земледелию и воскрешению образа Древа мира. Оно символизирует жизнь, цветение, весеннее плодородие, здоровье. Исследователи, копнувшие более глубоко в историю праздника уверяют, что Майское дерево символизирует мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Дерево без листьев (столб) — неизменяемая ось или центр. Семь ленточек — семь цветов радуги, которая появляется после дождя во время солнца и приносит урожайную погоду. Разматывание ленточек от центра — символ создания мира от центра. Не знаю – кому как, но мне версия с мужским и женским началом показалась более очевидной ( если не сказать -зримой).

Особенно это чувствуется в следующем обычае :молодые влюбленные парубки украшают деревце с зелеными побегами  для своей девушки и  устанавливают его перед ее домом. Перед домом одной девушки можно поставить только одно дерево, поэтому, право на установку юноши иногда выясняли на кулаках. Молодой человек, «посадивший» дерево, стерег его (чтобы, например, его не выкопал соперник), а заодно и смотрел на реакцию девушки. Та подсматривала в окошко за происходящим и, если не люб ей был “садовод”, выставляла на порог пустую корзину, которая означала отсутствие взаимности.

Иногда после этого обидчивый ухажер мог отомстить отвергнувшей его симпатию девице и подкинуть  кучу навоза или грязи, или измазать ворота.  Вот так и не спали молодые всю ночь : парни  дерево стерегут от конкурентов да за реакцией следят, а девушки пытаются кавалеров разглядеть, да и ворота в чистоте блюсти. Но если чувства взаимны, то парня пригласят в дом на званный обед и , конечно же, кружку пива. Пиво вообще является некой валютой этого праздника, так как именно за него можно выкупить обратно городское дерево, на которое очень часто покушаются жители соседних окресностей.

На майское дерево кое-где вешают сапоги, рубахи и прочие ценные призы, кто доберется по столбу до приза, того и подарок. Но не в подарках суть, а  дело в том что только настоящие смельчаки, ловкие и сильные могут добраться до верхушки и собрать дары.Ведь высота дерева в среднем около 15 метров.

 

Естественно, победитель заслуживает не только  материального поощрения, но и морального  – на целый год он становится уважаемым человеком в общине Кстати проверка удали молодецкой, которая была популярна на Руси,была  перенята из Московской немецкой слободы.

В общем, как вы видите, жизнь в мае в Германии бурлит и совсем не страстями по международной солидарности трудящихся. Эти языческие праздники вокруг дерева не приветствовались церковью, которая иногда считала их пародией на свой Крестный ход, но несмотря на это веселый жизнеутверждающий народный праздник до сих пор с удовольствием отмечают даже  в религиозных католических областях Германии.

 

 

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>